Шахматы




Game-software.ru — многопользовательские онлайн игры: дурак, преферанс, тысяча, нарды, шахматы, домино, буркозел, бильярд, шашки, деберц и многие другие





Онлайн шахматы в системе Game-software.ru играются по классическим правилам, которые описанны ниже. Ваши соперники будут подбираться согласно вашему уровню шахматного мастерства. Периодически проводятся турниры, в которых вы можете принять участие.

1. Сущность и цели игры в шахматы

1.1. Шахматную партию играют два партнера, которые поочередно передвигают фигуры на квадратной доске, называемой «шахматной доской». Игрок, которыйимеет белые фигуры, начинает партию. Считается, что за игроком очередь хода, когда сделан ход его партнера.

1.2. Целью каждого игрока является поставить короля партнера «под удар» таким образом, чтобы партнер не имел возможного хода, который позволил бы избежать «взятия» короля на следующем ходу. Считается, что игрок, который достиг этой цели, «поставил мат» королю партнера и выиграл партию. Партнер, королю которого поставлен мат, проиграл партию.

1.3. Если позиция такова, что ни один из игроков не может поставить мат, партия заканчивается вничью.

2. Начальная позиция фигур на шахматной доске

2.1. Шахматная доска состоит из 64-х (сетка 8х8) равных квадратов, попеременно светлых («белые» поля) и темных («черные» поля). Шахматная доска располагается между игроками так, чтобы ближайшее угловое поле справа от игрока было белым.

2.2. В начале игры один игрок имеет 16 фигур светлого цвета («белые» фигуры), другой — 16 фигур темного цвета («черные» фигуры). Эти фигуры, обычно обозначаемые соответствующими символами, следующие: белый король, белый ферзь, две белые ладьи, два белых слона, два белых коня, восемь белых пешек, черный король, черный ферзь, две черные ладьи, два черных слона, два черных коня, восемь черных пешек.

2.3. Начальная позиция фигур на шахматной доске следующая:

  • белый король – E1
  • белый ферзь – D1
  • две белые ладьи – A1 и H1
  • два белых слона – C1 и F1
  • два белых коня – B1 и G1
  • восемь белых пешек – A2, B2, C2, D2, E2, F2, G2, H2
  • черный король – E8
  • черный ферзь – D8
  • две черные ладьи – A8 и H8
  • два черных слона – C8 и F8
  • два черных коня – B8 и G8
  • восемь черных пешек – A7, B7, C7, D7, E7, F7, G7, H7.

2.4. Восемь вертикальных рядов полей называются «вертикалями». Восемь горизонтальных рядов полей называются «горизонталями». Прямой ряд полей одинакового цвета, касающихся друг друга углами, называется «диагональю».

3. Ходы фигур

3.1. Не разрешается ходить фигурой на поле, занятое фигурой того же цвета. Если фигура ходит на поле, занятое фигурой партнера, последняя берется и снимается с шахматной доски, что является частью того же самого хода. Считается, что фигура нападает на фигуру партнера, если фигура может совершить взятие на этом поле в соответствии со статьями 3.2—3.8.

3.2. Слон может пойти на любое поле по диагонали, на которой он стоит.

3.3. Ладья может пойти на любое поле по вертикали или горизонтали, на которых она стоит.

3.4. Ферзь может пойти на любое поле по вертикали, горизонтали или диагонали, на которых он стоит.

3.5. При выполнении этих ходов слон, ладья или ферзь не могут передвигаться через какие-либо стоящие на их пути фигуры.

3.6. Конь может пойти на одно из полей, ближайших к тому, на котором он стоит, но не на той же самой горизонтали, вертикали или диагонали.

3.7.

а) Пешка может пойти вперед на свободное поле, расположенное непосредственно перед ней на той же самой вертикали, или

b) своим первым ходом пешка может пойти как в (а); кроме того, она может продвинуться вперед на два поля по той же вертикали при условии, что оба поля свободны, или

с) пешка может пойти на поле, занятое фигурой партнера, которая находится по диагонали перед ней на соседней вертикали, при этом пешка берет эту фигуру.

d) пешка, атакующая поле, пересеченное пешкой партнера, которая одним ходом продвинулась со своей начальной позиции на два поля, может взять эту пешку партнера, как будто последняя была продвинута только на одно поле. Это взятие может быть осуществлено только на ходу, следующим за этим продвижением, и называется взятием «на проходе».

е) Когда пешка достигает самой дальней от ее начальной позиции горизонтали, она должна быть заменена (и это является частью того же хода) на ферзя, ладью, слона или коня того же цвета. Выбор игрока не ограничивается фигурами, которые были взяты ранее. Такая замена пешки на другую фигуру называется «превращением», и действие новой фигуры начинается сразу же.

3.8.

( а) Имеются два различных способа передвижения короля, посредством:

  •  передвижения на любое соседнее поле, которое не атаковано одной или несколькими фигурами партнера; Считается, что фигуры партнера атакуют поле, даже если такие фигуры сами не могут ходить.
    или
  • «рокировки». Это ход короля и одной из ладей того же цвета на одной и той же горизонтали, считающийся как единственный ход короля и выполняемый следующим образом: король перемещается со своего начального места на два поля по направлению к ладье, затем эта ладья перемещается на поле, которое король только что пересек.

1) Рокировка невозможна:

а) если король уже ходил, или
b) с ладьей, которая уже ходила.

2) Рокировка временно невозможна:

а) если поле, на котором король стоит, или поле, которое он должен пересечь, или поле, которое он должен занять, атаковано одной или несколькими фигурами партнера;
b) если между королем и ладьей, с которой намереваются рокировать, находится какая-либо фигура.

(b) Считается, что король находится «под шахом», если он атакован одной или несколькими фигурами партнера, даже если такие фигуры сами не могут ходить. Объявление шаха не обязательно.

3.9. Ни одной фигурой нельзя ходить так, чтобы ставить своего короля под шах или оставлять своего короля под шахом.

4. Завершение игры

4.1.

а. Партия в шахматы выигрывается игроком, который поставил мат королю партнера. Это сразу заканчивает игру, при условии, что ход, создающий позицию, где поставлен мат, был возможным ходом.

b. Партия выигрывается игроком, партнер которого заявляет, что он сдается. Это сразу заканчивает игру.

4.2.

а. Партия заканчивается вничью, когда игрок, который должен ходить, не имеет возможного хода и его король не находится под шахом. Считается, что партия закончилась «патом». Это сразу заканчивает игру, при условии, что ход, создающий позицию, где поставлен пат, был возможным ходом.

b. Партия заканчивается вничью, когда возникает позиция, в которой ни один из игроков не может поставить мат королю партнера любой серией возможных ходов. Считается, что партия пришла к «мертвой позиции». Это сразу заканчивает игру, при условии, что ход, создающий эту позицию, был возможным.

с. Партия заканчивается вничью по соглашению между двумя партнерами во время игры. Это сразу заканчивает игру.

d. Партия может закончиться вничью, если какая-нибудь одинаковая позиция может возникнуть или возникла на шахматной доске, по крайней мере, три раза.

е. Партия может закончиться вничью, если каждый игрок сделал последние 50 последовательных ходов без продвижения какой-либо пешки и без взятия какой-либо фигуры.